Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
17:11 

Музеи

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
В начале сентября приезжала в Москву. Шкав спрашивает: куда тебя сводить? Ничего интересного, мол, в голову не приходит. Я говорю: а не надо интересного. Выбирай самое нудное — буду счастлива. Слёт архивариусов. Лекция о городской среде Мариуполя. Открытие выставки «Быт и нравы земского дантиста». А лучше всего — музей.
Безумной любовью я люблю музеи. Хлебом не корми — пусти побродить между экспонатов. Отчасти моя любовь к музеям стала причиной переезда из Омска в Питер. В Омске информационный голод не могло удовлетворить ничто. Михаил, видя моё отчаяние, устраивал экскурсии по городу: водил за ручку, показывал знаковые места, заострял внимание на архитектуре, рассказывал, кто жил в этих домах и что с ним случилось. Мишина эрудиция, забота и доброта влюбляют, но этого было мало. Питер в плане музеев стал для меня Меккой.
С Raven paradox мы как-то обсуждали, что историки очень уж неохотно несут своё дело в массы. А ведь история — шоу, она — сюжет, люди страсть как любят историю, если рассказана она любовно и умом. Кино, литература, живопись, само человеческое общение — всё построено на историях, которые мы в увлекательной форме пересказываем друг другу, надеясь на какой-нибудь отклик в душе.
Грустно, что многие музеи такой особенностью человеческой натуры пренебрегают. Ценность истории для них спрятана исключительно в экспонате, и они не слишком заморочены тем, как историю подать. Кого в школе таскали смотреть краеведческие выставки, у того при слове «музей» челюсти сковывает унылая зевота. В такие музеи хочется водить нерадивых друзей за причинные места.
Но в этом месяце я обнаружила два невероятных места. Первое — еврейский музей в Москве. Второе — музей политической истории в Питере.

Сразу оговорюсь: я очень лично воспринимаю историю. Особенно ощутимы две больные мозоли — то, что случилось с польскими евреями, и приход большевиков к власти.
Внимательный читатель давно уже заметил, что меня манит прошлое Эрика. Мой прадед-еврей улизнул из Варшавы за считанные недели до оккупации. Варшавское гетто, Треблинка и Аушвиц служат постоянным напоминанием: помни о смерти. Будь счастлива просто жить.
Еврейский музей по всем этим чувствам проехался катком. Тут не просто выставляют экспонаты — тут историю рассказывают, показывают, дают потрогать, вдыхают в неё жизнь.



Читать дальше

@темы: Фото, Смыслы, Впечатления

URL
Комментарии
2014-09-28 в 17:25 

гений-гей.
как же прекрасна радуга, но ты прекрасней её (с) Nino
В музей политической истории точно надо сходить будет. Спасибо, что рассказала.
История вообще, история в деталях - это всегда безумно интересно. В школе историю преподают чаще всего плоско и однобоко, а она же всегда неоднозначна. Вот и приходится потом разбираться самостоятельно)

2014-09-28 в 19:31 

Музей полит.истории, как мне кажется, один из лучших в Питере, я провела там как-то часа 2, и было мало, столько материалов собрано, подача интересная, особенно поразил зал, где можно пролистать дела репрессированных из различных социальных кругов... А еще у них проходят кинопоказы - www.polithistory.ru/event/12103-pyataya-vstrech...

2014-09-28 в 21:09 

tar
am I right or am I right?!/ I am a delight! Only... feed and coffee me properly.
спасибо за рекомендации, как буду в следующий раз в столицах, будет куда сходить)

2014-09-28 в 22:48 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
Почему-то жила в уверенности, что ты уже побывала в музее политической истории до этого! Он такой крутой, а экспозиция действительно "бьющая", часть про Гражданскую просто разрывает изнутри. В содержимом этого музея есть некая сильная и страшная красота истории.Рада, что произвел должное впечатление.
Когда первый раз из него вышла - будто метафоричным "колесом истории" по мне проехались, хотя после семинаров по Второй мировой излишняя чувствительность внутри потухла.
Еврейский музей прямо записала в поминальник. Поездка в обозримом будущем никак без него не обойдется.
А ведь история — шоу, она — сюжет, люди страсть как любят историю, если рассказана она любовно и умом.
По мыслям моим вечным прицельно проходишься. После Питера не могу выбросить из головы идею о публичных лекциях или чем-то подобном. Прощупываю почву, делая вид, что "это так, не очень серьезно"))

гений-гей., В школе историю преподают чаще всего плоско и однобоко, а она же всегда неоднозначна.
В защиту могу сказать только то, что история в школе заключена в строгие рамки министерских требований. Ограниченный круг учебников, сжатые сроки, контроль тематики. Приходится выбирать между красотами с неоднозначностью и банальной выдачей фактажа (во имя того же егэ).

2014-09-29 в 06:00 

kazytaka2011
Отчасти образование сродни какой-нибудь неудобной болезни. Во-первых, человек образованный разом становится непригоден для большинства работ. А во-вторых, ты не можешь держать свою болезнь (то бишь знания) при себе. (с)
Очень интересно было прочесть ваш отзыв, будет возможность, обязательно схожу. Я понимаю, что вряд ли, но возможно вы были в музее НКВД в Томске? Очень увлекательный и очень страшный, со всеми своими письмами-приказами, фотографиями, восстановленной обстановкой.
Грустно, что многие музеи такой особенностью человеческой натуры пренебрегают.
В защиту музеологов: как правило интересные музеи либо частные, либо в Москве и Питере, у остальных часто не хватает денег (нам на практике в Краеведческом рассказали, как они сами придумывали и создавали экспонаты, некоторые чуть ли не из половых тряпок, сами собирали из подручных средств ткацкий станок, вышивали рушники и даже откапывали останки мамонта), и часто идеи есть, а воплотить не получается.

2014-09-30 в 19:24 

left-handed
это риторический ответ, не требующий вопроса
историки очень уж неохотно несут своё дело в массы.
Историки, по-моему, очень даже охотно несут своё дело в массы. Книг пишут столько, что хоть, извините, одним местом ешь. И мемуарной литературы полно.

Кино, литература, живопись, само человеческое общение — всё построено на историях, которые мы в увлекательной форме пересказываем друг другу, надеясь на какой-нибудь отклик в душе. Грустно, что многие музеи такой особенностью человеческой натуры пренебрегают.
Они не пренебрегают. У них по большей части финансирования не хватает. Проекты-то у их часто есть, денег на реализацию не выбить. Кто поактивнее и работает на одном энтузиазме (финансовой-то мотивации у музейных работников тоже нет ведь совершенно - у многих з/п такая, чтоб только с голоду не помереть) или кто имеет хорошие связи, те выбивают, конечно. Иногда.
А еще нужно не забыть, что управляют музеями не творческие-креативные энтузиасты, а обычные чиновники, и, открою вам секрет, если им что-то не дай бог не выгодно - зарубят на корню.

Ценность истории для них спрятана исключительно в экспонате, и они не слишком заморочены тем, как историю подать.
От музея, конечно, зависит, но иногда уже для того, чтобы экспонат хранить и изучать так нужно заморочится, что мама не горюй.

andre;, извините, что эмоционирую тут (да еще через два дня). Просто, меня как музейного работника, пост слегка задел. Задел в хорошем смысле, потому что всегда интересно узнать мнение со стороны, мнение посетителя (хотя лично я к посетителям имею очень опосредованное отношение).

Да еще. Позволю себе пару рекомендаций, если вы не против.
читать дальше

2014-09-30 в 19:52 

left-handed
это риторический ответ, не требующий вопроса
andre;, да и кстати, как дизайнеру, как вам Манифеста? Что понравилось?
Это страшная наглость с моей стороны, но интересно было бы почитать ваш пост об это событии :)

2014-09-30 в 20:31 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
left-handed, по поводу историков и масс не смолчу, раз уж в ответе за эти слова косвенно.
Вы, судя по профилю, из СПб, а я из Челябинска, а это две очень разные позиции для обзора. От Поволжья на восток большинство профессиональных историков делится на 3 группы: паразитирующие на полученных в советское время степенях; разочарованные в науке за 90-00-е; ушедшие в себя (считающие себя слишком клевыми для провинции, но ленивые для попыток уехать/молодежь, которой не продвинуться из-за "нагревших" места). Никому из них нет дела до масс. Большинству даже до своих студентов дела нет!
А масса книг? Многие из них просто курам на смех, Фоменко-стайл или как из каменного века. А мемуарная литература... У меня магистерская была с источниками личного происхождения связана. Оказалось, что у нас ситуация в основном в стиле "ебаная стыдоба": фонды обрабатывают как попало, иноязычное переводят кусками как на душу положит. И вот такие диссеры пишут.

Большинство виденных "всамделишных" историков вне Москвы и Питера на высказываемую мной идею монетизации истории, продажи науки населению и т.д. реагировала как на оскорбление. Как минимум, выражала сомнение в успехе и уместности. Провинция модернизируется со скоростью высыхания болота, тут большинство еще тоскуют по "чистой науке" и "стал кандидатом, получил жилплощадь, почивай на лаврах". Скажем так, они согласны бы "идти в народ", но с минимумом затрат (лабать ту же историю КПСС) и на своих условиях (не думать об уровне доступности текста). Народу это нафиг, простите, не надо. Историки в ответ встают в позу отверженных интеллектуалов.
Так и кукуем.

Про музеи вообще молчу местные, прямо очень Ваше эмоционирование разделяю. Сегодня смотрела документальный фильм про Эрмитаж - накатило так, что половину времени плакала.

2014-09-30 в 21:02 

ефиг
till the road
Raven paradox, ни одну страну так не било историей, как нашу, мы боимся своей истории, нас её сверху и сбоку заставляют стыдиться, и тут вы еще ... историк по образованию (извините. немного выпила, праздник, извините)
мы не знаем своей истории, это верно, поэтому прошу - тоже как житель глубинки - не надо обобщать, ни в общем, ни в частности, пожалуйста-пожалуйста, история в людях, лицах, каждый день - это история, живите.
+ иногда единственное, что надо - это не слышать критики и делать свою работу, и в этом плане Питер показателен ( с самого начала темы хотела это сказать, опять извините, ну...пьяная) - питер, где люди живут свою жизнь, когда я смотрю на эти храмы, водоканалы и п. кладбище, и мне плохо.
поэтому я говорю, что с историей надо жить, не по музеям ( я хороших музеев не видела), а каждый день - самые страшные уроки оттуда, у кого нам учиться, если не у профессионалов, не ругайте историю((?

2014-09-30 в 21:17 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
ефиг, не совсем поняла комментарий. Всех историей било (я зарубежник, плавали-знаем), а уж отечественной истории не стыжусь ни разу и не ругаю. Люблю ее всем сердцем и по 17 пар в неделю заставляю любить ее и знать студентов. Но если уж и я буду закрывать глаза на огрехи организации истории как сферы науки, да еще и на человеческую недобросовестность в ней (включая "кастовую" замкнутость), то грошь мне цена и историком права называться не имею.

2014-09-30 в 22:02 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Какая неожиданная дискуссия)) Кому рекомендация помогла — сходите, не пожалеете)

PrettyHateMachine, о, кинопоказы для меня новость. Спасибо за информацию, я ещё присмотрюсь)

kazytaka2011, в Томске я, к сожалению, вообще не была ни разу, но теперь аж захотелось.
Да, я понимаю, что это чаще всего проблема финансирования и... продюсирования, что ли? Но очень горько.

left-handed, огромное спасибо за рекомендации. Оказывается, я вообще нигде не была из того, что вы назвали)
Из Манифесты я видела только выставку в Эрарте, и она не произвела на меня особенного впечатления. Мне и сказать-то толком нечего на эту тему, и я её даже ни с кем не обсуждала) Слова «как дизайнер» тут не очень уместны, потому что, если честно, дизайнеров мало колышут такие вещи — у нас (по крайней мере в вебе) профессия скорее про бизнес и практическую пользу, чем про искусство.
А чем вы занимаетесь, если не секрет? Музейное дело для меня такая загадка))

А по сабжу: я имела в виду как раз то, что говорит Raven paradox — даже если история и двигается в массы, эти опыты очень печальны. Она не продаётся, нет такого роскошного научпопа, какой можно найти в куче других сфер. Есть ширпотрёп и какие-то совершенно тухлые рассказы про будуар императрицы и призрак Сталина. Для меня, любителя научпопа, это больная мозоль))

URL
2014-09-30 в 22:31 

left-handed
это риторический ответ, не требующий вопроса
Скажем так, они согласны бы "идти в народ", но с минимумом затрат (лабать ту же историю КПСС) и на своих условиях (не думать об уровне доступности текста)
Raven paradox, тема хождения в народ для любой науки, на самом деле весьма обоюдоострая, я считаю. С одной стороны, конечно просвещать (ну, по возможности) первейшая задача любого человека науки, с другой именно пресловутая "монетизация" и стремление к "доступности текста" приводит к появлению фоменковщины и бульварного, простите, говна, построенного на теориях заговоров, мистической бредятине и прочей чуши.
Как один господин сказал (не помню кто): "Культуру нужно нести в массы, но нельзя опускать ее до уровня масс".
Нужно не текст делать доступным для обывателя, а писать его так, чтобы обыватель хотел понять в нем то, что ему не доступно.
Никому из них нет дела до масс. Большинству даже до своих студентов дела нет!
Так и не должно быть ему дело до масс. Ему до истории должно быть дело! А у вас там, судя по всему, на нее как раз большинству т.н. историков пофиг с высокой колокольни.
У нас в Питере и Москве таких тоже полно, только у нас они неконкурентноспособны (если говорить о серьезной научной или хотя бы качественной научно-популярной литературе). У нас процветают те, кто действительно интересуется и по-настоящему занимается своей темой или темами. Ну или популяризирует что-либо, наживаясь на готовом благодаря хорошему маркетингу. Тот, кто этого не может, также сидит где-то за копейки или идет работать в другую сферу.
Но я допущу, что в провинции все это в принципе сложнее. Не представляю, как у вас там с источниками, но архивы-то основные все-таки в столицах. А если человек, например, занимается историей третьего рейха или там какими-нибудь Бенидиктискими монастырями Франции, живя при этом в Челябинске на зп младшего научного сотрудника, то, согласитесь, при всем его рвении результаты вряд ли получатся впечатляющими, по крайней мере первые лет 5.
я хороших музеев не видела
ефиг, прям даже не знаю, что сказать. Ну, сходите, может, в Эрмитаж, в Царское Село съездите погуляйте...

2014-09-30 в 23:10 

left-handed
это риторический ответ, не требующий вопроса
Оказывается, я вообще нигде не была из того, что вы назвали)
andre;, это нормально, потому что я специально назвала вам почти все новое, то что буквально только открылось. Думала, что все старое вы уже посмотрели :)
Из Манифесты я видела только выставку в Эрарте
Ну, Манифеста в Эрмитаже еще целый месяц.)
Правда, выставка костюма затмила ее... и все вообще.)
А чем вы занимаетесь, если не секрет?
Работаю в Павловском музее-заповеднике. читать дальше
у нас (по крайней мере в вебе) профессия скорее про бизнес и практическую пользу, чем про искусство.
Но вы ведь не можете быть от этого совсем отрезаны. Дизайн - сам по себе искусство. И то, что вы представляете даже здесь в дневнике, тоже определенное искусство. Наверняка ведь, изучаете какие-то направления, от чего-то отталкиваетесь, не могут же концепции на пустом месте возникать.

2014-09-30 в 23:43 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
left-handed, начала было писать ответ, но телефон коварно разрядился и комментарий был утерян.
Решила, что стоит воспринять как руководство к действию и с позволения свернуть дискуссию по двум причинам. Во-первых, наши взгляды уже сформировались под действием специализаций, мест, времени и людей. Поэтому такие беседы превращаются в пересказывание их друг другу, в чем смысла не вижу. Во-вторых, я, если честно, страсть как не люблю общенаучные обсуждения. Работать люблю, а вот обсуждая чувствую себя страшно неуютно, в голове "иди, почитай парламентские дебаты, русская канадистика сама себя не сделает" :lol:

Но позволю напоследок развеять миф про несчастных провинциальных зарубежников. Работа в отечественных архивах и библиотеках - вот иногда где реально несчастье! Запись за 10 дней при двухнедельной командировке, часы работы с 10 до 16 по три дня в неделю, не больше трех дел на руки... Сканы - целая кулстори, в РНБ каждый лист ксерокопии штампуют. Есть исключения, но Москва иногда реально мрак.
А зарубежники работают дома со всем комфортом, потому что у европейских и североамериканских библиотек и архивов мощнейшие программы сканирования, в которые попадают все книги через 75 лет после издания. Не прошло 75? Авторы не хотят, чтобы книга лежала в коробке, поэтому сольют 2/3 в интернет для ознакомления. Нет нужного в 2/3? Купи pdf за 300-500 рублей! Мы сейчас всех студентов со знанием языков на это отправляем, пока эту золотую жилу не кинулись разрабатывать все. В архивы ездим романтичной пылью подышать больше, а не от нужды))

2014-10-02 в 11:58 

PagucT
до того, как это стало мейнстримом.
andre;, мы когда в музей ГЭТ пойдем? и на Варшавский?

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная