16:54 

«Жизнь» Кита Ричардса

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Сегодня День всех святых. Самое время наконец-то рассказать о Ките Ричардсе и о том, почему он крут, как три Росомахи.

Я взялась за «Жизнь» из простых соображений: хотелось вникнуть в истоки явления, произошедшего с «Битлз» и «Роллинг Стоунс» в шестидесятых. Это не только и не столько сексуальный и музыкальный переворот, сколько переворот в умах, великий разлом эпох, обошедшийся без революций в буквальном смысле, но с колоссальным изменением массового сознания. Для меня самая яркая визуализация произошедшего — запись выступления Чака Берри. My Ding-A-Ling — шутовская двусмысленная песенка, спетая на маленьком концерте и ставшая главным его главным хитом. Берри лукаво щурится и по-детски подначивает аудиторию, песенка мало что из себя представляет, но реакция аудитории — это что-то. Взволнованные лица, общий хор, радость, единение и смущение. Настоящий срез эпохи.


(Вот перевод песни, чтобы понимать, в чём юмор)

Меня влекла возможность посмотреть на такой взрыв глазами человека, зажигающего фитилёк. Тут есть важный нюанс. Я профан в музыке. В моём представлении Кит Ричардс всегда был наркоманом и рок-н-ролльщиком, с которого списали Джека Воробья. Единственное, что я помнила из репертуара «Роллингов» — (I Can't Get No) Satisfaction, и то лишь потому, что её крутят в каждом фильме про Вьетнам.



В первой главе автобиографии Кит Ричардс оправдывал такое представление. Главу можно почитать здесь. Она о том, как в 1975 году в маленьком американском городишке копы поймали Кита Ричардса в машине, под завязку забитой наркотой, и он умудрился выкрутиться (!).
Но вот началась вторая глава, про детство, и третья, про первые шаги в музыке, и четвёртая, и пятая, и шестая — и неожиданно я поймала себя на мысли, что с жадностью вслушиваюсь в рассказ не из праздного любопытства «Каково быть рок-н-ролльщиком», а из интереса к самой жизни, в которой причудливым образом сочетаются блеск и нищета, богемность и социальное дно, сложность моральных дилемм и простота повествования. В этой жизни обыденные эпизоды уживаются с полным абсурдом. На одной странице рецепт колбасок с пюре, а на другой — рассказ о жизни в гэтсбиевских особняках на Лонг-Айленде. Из крошечных деталей постепенно формируется огромная и захватывающая картина эпохи.

Не напрямую, а опосредованно Ричардс дал интересный ответ на вопрос, который меня волновал. Когда на «Роллинг Стоунс» свалилась слава, никто этого толком не ждал. Господствует мнение, что эпоху рок-н-ролла сделали бунтари, но никто не рассказывает, что бунтарей вырастили жёсткие консерваторы. Интересно, но никакого особенного бунтарства в восхождении рок-групп не было: они слушали чёрных блюзменов, фанатели по Мадди Уотерсу, делали то, что им нравится, и не предполагали, что изменят мир. Вышло иначе. Ричардс люто ненавидит законников: они превратили его молодость в ад, затаскали по судам, прессовали, угрожали, а через тридцать лет стали называть в его честь школы и выдавать титулы. Вывод, который можно сделать из его мемуаров, поразителен: настоящими бунтарями рок-н-ролльщиков сделали те, кто считал их таковыми. Система сама родила то, чего так боялась, а после лицемерно назвала это классикой. Ричардс в бешенстве до сих пор.

Манера речи тоже влюбляет. Кит Ричардс прост в очень хорошем смысле: он достиг того уровня просветления, в котором уже ничего из себя не строит. Искренность потрясающая. Ричардс не стесняется рассказывать очень личные вещи, которые могут пошатнуть положение короля гитаристов: что в детстве его били, что он поступал херово с разными людьми, лажал, делал ошибки, что он чего-то хотел и не мог, что ему трудно сделать первый шаг навстречу женщине, что у него не всё гладко с Миком Джаггером. Он описывает концерты, на которых сцену приходилось закрывать железной сеткой, чтоб фанаты не растерзали группу на куски. Рассказывает, как его чуть не убили девочки-поклонницы, как на выступлениях из давки выносили трупы. Для человека с такой популярностью естественно желание отгородиться (отсюда проблемы с наркотиками — хоть как-нибудь уйти от реальности, хоть ненадолго отключиться). Но Ричардс сумел остаться открытым миру, живым, молодым и человечным.

Но самое главное в Ките Ричардсе — то, что он не лабух, а Создатель. Он играет не потому, что музыка даёт ему средства к существованию, а потому что не может не играть. Он не спит по девять суток, чтобы написать песню. Всегда горит, всегда думает: а что бы мне ещё?.. За пятьдесят лет он сросся с гитарой, а гитара срослась с ним. Такая страсть заразительна.
У Ричардса есть, чему поучиться, даже если вы никак не связаны с музыкой. Ричардс принимает во внимание, что в теле человека есть свой ритм (биение сердца) и что сила музыки скрывается даже в тишине. Ричардс играет на пятиструнной гитаре, чтобы избавиться от лишнего гула, который создаёт шестая струна. Он много чего слушает, вникает, пробует, примеряет, у него есть своя философия, идея творчества — короче говоря, он творец круглые сутки, а не только тогда, когда берёт в руки инструмент. Этот подход чем-то напоминает рассуждения Хемингуэя: отсечь всё лишнее, говорить просто, не разжёвывать всё подряд, а дать сюжету возможность самостоятельно развиваться в голове у читателя. Сделать поветствование естественным без искусственной шелухи, слушать людей, смотреть, всегда быть немного посторонним, чтобы достоверно передать правду жизни. Кит Ричардс воплощает этот закон в музыке — и, может быть, в этом и есть жизнь.

@темы: Смыслы, Книги, Впечатления

URL
Комментарии
2015-11-01 в 19:19 

S is for Sibyl
"Мне всё кажется, что на мне штаны скверные, и что я пишу не так, как надо, и что даю больным не те порошки. Это психоз, должно быть." А. П. Чехов
Dude!
Ты понимаешь, что ты сейчас как человек написавший о своем первом впечатлении о кокаине, а твой рост прочел матерый кокаинщик, просто нос-пылесос, и пришел сюда акулой?)

2015-11-01 в 19:23 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
S is for Sibyl, понимаю, ещё как понимаю! Я вас с вашим классик-рок фандомом боюсь вообще. У меня теперь каждое утро начинается с какого-нибудь альбома «Роллингов» или Маккартни. Оплатила подписку на айтюнс и с ужасом жду, когда дойду до «Пинк Флойда», и вы с Икар утянете меня на глубокое дно.

Кстати, скажи мне: есть на русском языке ещё какие-нибудь рок-мемуары?

URL
2015-11-01 в 19:43 

Икар Монгольфье Райт
I'm the mirror to your mood
Кстати, скажи мне: есть на русском языке ещё какие-нибудь рок-мемуары?
Ты, действительно, поберегись, за большими акулами приходят пираньи!
Здорово, что ты прочитала "Жизнь" полностью, я начинала в оригинале и прервалась из-за других дел, но все также очень хочу ее проглотить.

Правда в том, что насчет русских переводов я знаю мало, мы обычно читаем сразу на англе, у многих зачастую язык очень простой, хотя некоторые выпендриваются, как скоты (но они до тебя вряд ли скоро доберутся).
На русском есть как раз книжка Ника Мейсона про "Пинк Флойд", и для погружения на это дно я бы начала с этого батискафа. Я вот ее читала на русском и сразу втянулась. Ручаюсь, тебе он понравится). Называется "Inside Out".
knigosite.org/library/books/91484
С нее, и с концерта в Помпеях.
(Все, остановите меня!)

2015-11-01 в 19:50 

Икар Монгольфье Райт
I'm the mirror to your mood
Кстати я была пару лет назад на концерте Берри в Москве. Человек-эпоха, но так тяжело смотреть было, сколько ему лет и все дела.
И как обычно: в Москве он быстро ушел, даже не доиграл немножко, а в Питере все ему нипочем и даже подписал кому-то что-то.
Но было так круто.

2015-11-01 в 20:22 

S is for Sibyl
"Мне всё кажется, что на мне штаны скверные, и что я пишу не так, как надо, и что даю больным не те порошки. Это психоз, должно быть." А. П. Чехов
andre;, Я не знаю зайдет ли тебе Пинк Флойд, я больше ставлю на Зе Ху.

www.youtube.com/watch?v=R1CJuzpuca4

2015-11-01 в 21:11 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
Ты когда-нибудь слушала/слышала про программу "Аэростат" Гребенщикова? На тему музыки указанного периода у него было несколько примечательных и интересных выпусков.

2015-11-01 в 21:17 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Икар Монгольфье Райт, добавила Inside Out на букмейт, приобщусь и расскажу впечатления)

S is for Sibyl, заодно обречённо добавила The Who в айтьюнс. Дорогой дневник, всё пошло по пизде!

Raven paradox, нет, первый раз слышу вообще) Но меня больше волнует не анализ, а точка зрения «из первых рук».

URL
2015-11-01 в 21:29 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
andre;, среди моих знакомых просто очень популярна была в свое время) Меня привлекла тем, что обычно мало слов и много музыки, причем довольно внезапных подборок и не самых популярных в наших краях артистов. К слову как-то пришлось, раз уж "процесс пошел")

2015-11-01 в 21:59 

Икар Монгольфье Райт
I'm the mirror to your mood
andre;, лучше по этой ссылке посмотри тот же клип, тут качество лучше сильно (есть HD)
www.youtube.com/watch?v=4EJdcFbTJUo

2015-11-01 в 23:37 

S is for Sibyl
"Мне всё кажется, что на мне штаны скверные, и что я пишу не так, как надо, и что даю больным не те порошки. Это психоз, должно быть." А. П. Чехов
А я очень не люблю Аэростат. Гребенщиков невероятно предвзят, на мой взгляд.

2015-11-02 в 05:21 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
S is for Sibyl, я еще не нашла ни одного говорящего про музыку, кто не показался бы мне субъективным. Как и про любое другое искусство, если честно) Но, вне зависимости от суждений, знание фактического материала у него довольно широкое. Обычно пролистывала 1,5 минуты болтовни и слушала музыку.
И это не рекомендация даже, а действительно "к слову", от воспоминаний о своем знакомстве с темой.

2015-11-04 в 00:03 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
S is for Sibyl, Сибил, вот скажи, каким тайным знанием ты обладаешь? Что ты знаешь обо мне такого, чего я сама не знаю? Как обычно, ты права — я начала слушать Пинк Флойд и столкнулась с тем, что мне надо поднабрать бэкграунда, чтоб сполна проникнуться, зато Зе Ху зашёл сразу и мгновенно. По всем чувствам прекрасного проехался, слушаю и воспаряю. Это как вообще, а?)

URL
2015-11-04 в 01:25 

Икар Монгольфье Райт
I'm the mirror to your mood
andre;, А-А-А-А! УРА!
Скажи, а с чего ты начала? Что уже послушала? А альбомами или по хитам?

Я-то в целом про мемуары отвечала больше: Таунсендовский магна опус на русский-то не переведен еще.
Но это неважно). Я просто очень рада.

2015-11-04 в 03:07 

S is for Sibyl
"Мне всё кажется, что на мне штаны скверные, и что я пишу не так, как надо, и что даю больным не те порошки. Это психоз, должно быть." А. П. Чехов
andre;, Сибил отличается умом и сообразительностью!
На мой взгляд, тебе несколько чужда патетика музыки и лирики Пинк Флойд (я ничего плохого не имею ввиду совершенно), и мне кажется Зе Ху больше с тобой на одной волне. Сложно обьяснить.

А что ты имеешь ввиду под "поднабраться бэкграунда?

И какие песни тебе понравились? (Зе ху)

2015-11-04 в 13:15 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Икар Монгольфье Райт, я пошла читерским путём — нашла The Who Hits 50 и прослушала два-три раза))

S is for Sibyl, не скажу, что совсем уж чужда, просто я стала улавливать, что я залипаю на мотивы Пинк Флойд, улавливаю их влияние, например, на Стинга (стинговская Russians — это местами такой реверанс Пинк Флойду, что трудно не заметить), но не всегда понимаю, что Пинк Флойд хочет до меня донести. Воспринимаю как захватывающий музыкальный эксперимент. Надо вникнуть получше, чтоб я увидела в этом нечто большее. Мне обычно книги в этом помогают, язык музыки я понимаю хуже, чем литературный.
У «Зе ху» мои нынешние фавориты — My Generation, Happy Jack, I Can't Explain, и ещё почему-то хожу и без конца и края напеваю Substitute.

URL
2015-11-04 в 16:09 

S is for Sibyl
"Мне всё кажется, что на мне штаны скверные, и что я пишу не так, как надо, и что даю больным не те порошки. Это психоз, должно быть." А. П. Чехов
andre;, Раз уж я могу читать твои мысли... (Это кстати на многих работает, so listen to me very carefully, my friend), я могла бы тебе сделать подборку Пинк Флойд, из песен, которые на мой взгляд тебе бы очень зашли, и кинула бы вк. ) если хочешь, конечно.
По поводу Стинга - они с Уотерсом дружбаны, поэтому ты вполне можешь быть права, что Стинг ПФ вдохновлялся. Стинг еще пришел на премьеру Стены, и я зачем то подошла к нему и сказала, что мне нравятся Некоторые его песни. Некоторые, сука. Стало тут же весело и стыдно, но весело все таки больше. Кстати, у Стинга есть переведенная на русский автобиография, у меня ее отец читал, а я из нее прочла только 2 главы - ту, где он ездил со своим папашей молочником и им не о чем было говорить, и ту, где он принимал псилоцибиновые грибы.
Очень здорово и интересно, что тебе нравятся эти песни из 60-ых, я больше люблю поздний период, но то что ты назвала это конечно, классика. И обязательно зайди на ютуб и посмотрии клип на Happy Jack. Он входит в пятерку моих любимых клипов ever.

2015-11-04 в 19:03 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
S is for Sibyl, спрашиваешь! Конечно, я хочу, это мне очень помогло бы в процесс вникания в Пинк Флойд)
Ох, чёрт! Как у тебя клёво со Стингом вышло. Надо обязательно зачесть автобиографию. Стинг для меня такая странная история. Раз в полгода или год я берусь запойно его слушать, а потом так же внезапно перестаю. С Маккартни ив же история, но выражено не так ярко.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная