16:00 

Еврейский музей в августе

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
В августе проездом была в Москве и сходила в Еврейский музей. Пару лет назад я уже писала о нём, но без визуальных подробностей. Это место завораживает меня и смысловым аспектом, и подачей.
Лирическое отступление. Обычно предполагается, что в конструкции «форма-смысл» один элемент является доминирующим, а второй — дополняющим. Одни люди обращают больше внимания на образ предмета: эстетику, презентационность, пресловутую красоту ради красоты. Другим красота ради красоты кажется пустышкой, ведь за ней ничего не стоит, и они упирают на важность смысла, а форму подачи задвигают на второй план.
По ощущениям, баттл «форма/содержание» продолжается тысячелетиями, и редко попадаются такие конструкции, которые способны совместить и то, и другое в идеальном балансе, а подчас даже слить границы между противоборствующими сторонами. В Еврейском музее содержание подаётся так прекрасно, что подача экспоната сама становится экспонатом, эстетика обретает дополнительный смысл, а смысл обогащается эстетикой. Возникает эффект взаимопроникновения, а не противоборства.
Меня всё это поражает и с точки зрения дизайна, и как исторический экспириенс.



Немного об организации. Еврейский музей — это огромная выставочная площадка, организованная в здании Бахметьевского гаража, построенного по проекту Мельникова и Шухова. Этот памятник конструктивизма передали в безвозмездное пользование еврейской общине в начале нулевых. Концепция музея разрабатывалась много лет. Проектом занималась американская компания Ralph Appelbaum Associates, которая создаёт потрясающие интерактивные музеи по всему миру.



Меры безопасности строгие: посетители проходят через два металлодетектора, показывают сумки, тщательно досматриваются. Чувствуется обособленность еврейской общины, специфическое трепетное оберегание своей территории. С учётом контекста это не бесит, а дополняет экспозицию.




Технологичность в мелочах: специальный автомат для оборачивания мокрых зонтиков в полиэтилен.



Экспозиция организована по принципу последовательно рассказанной истории: посетителя как бы проводят за ручку сквозь эпохи. Начинают с истории расселения евреев по Восточной Европе, говорят о быте, показывают ложечки-вилочки, Тору, старинные свитки и семисвечники, выделяют главные цитаты и врезки.



Переходят к дореволюционной России, к советской эпохе, погромам, Первой и Второй мировой, роли евреев в революции. Залы сменяют друг друга, постепенно нагнетая и закручивая повествование. В каждом зале посетителя ждёт некий интерактив: зацикленное видео о погромах на всю стену, светящиеся стенды, оживающие при приближении, крутящиеся инсталляции.






Садишься за стол с белой статуей — и вдруг видишь, как перед тобой на столе разворачивается некая история.



Мне особенно нравится эффект падающих стен — кажется, что весь мир вокруг неустойчив, изгибист, запутан, что он норовит рассыпаться, и ещё минута — и тебя завалит. Этот приём очень близок мироощущению, о котором рассказывает Еврейский музей.



Зал о Второй мировой войне уже второй раз довёл меня до слёз. Идёшь мимо рва с землёй и снегом, в траве валяются разбитые пулями каски, осколки, фляжки и ружья, огромный экран транслирует воспоминания о Бабьем Яре, на фоне громыхает «Священная война», и над головой висит бомбардировщик. Это очень страшно.







Эту мысль я обдумываю с 2014 года и, наверное, нужно как-нибудь развить её в сюжетах.



Зал памяти — тёмное пространство с виртуальными горящими свечами и именами, вспыхивающими, как угольки в костре. Бессчётное множество: кажется, можно стоять вечность, и именам не будет конца.



Тут же стоит терминал, в котором можно найти погибшего на войне человека по имени. Я вбила свою фамилию, покрутила, нашла Омскую область и деревню, в которой выросли мои родственники с отцовской стороны. Среди короткого списка я неожиданно наткнулась на некоего Николая Матвеевича. Судя по имени и возрасту, это отец моего деда, и, оказывается, он похоронен в Ленинградской области на кладбище в Крестцах.
Я стояла и думала: человек пошёл на войну, его забросили далеко-далеко, за три тысячи километров от дома, и там же и убили, закопав в чужую землю в братской могиле. Что он знал о Ленинграде? Ему было двадцать шесть, он батрачил в деревне, которая ближе к Казахстану, чем к России, и до призыва наверняка знать ничего не знал о том, как в действительности выглядит страна, за которую он воюет. Он пролежал в чужой земле семьдесят четыре года. Теперь на той же земле живёт его потомок, считая её своим домом, и смотрит в экран с его именем.



Стенд о деле врачей.



Воссозданная синагога.




Экспозиция о крестьянском быте.



Одна из самых впечатляющих интерактивных инсталляций: интерьер советской квартиры, на который проецируются голограммы.





В этот раз повезло и с временной выставкой. Очень хороший дизайн и интересные параллели между русским авангардом и миром современной моды.









Некоторые визуальные и композиционные приёмы действительно так и просятся, чтобы их заимствовали и переосмысляли.








Родченко узнаётся издалека.


@темы: Смыслы, Путешествия, Дизайн и работа, Фото

URL
Комментарии
2016-10-23 в 16:09 

[Eike]
"Страх - это головокружение свободы"
По фотографиям и описанию музей очень сильно похож на Яд Вашем (мемориальный комплекс, посвященный Холокосту в Иерусалиме), особенно на его Исторический музей. И наклонные стены, и шрифты, и особенности подачи.
Давно уже думаю в Москве в Еврейский музей сходить, после поста желание только усилилось.

2016-10-23 в 16:56 

angasolka
моё стоп-слово - "ещё"
это сильно!

2016-10-23 в 17:13 

Motik71
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у нас остается.
спасибо

2016-10-23 в 17:24 

lauf.
worthless mutt
только на этой неделе сходила туда, но впечатления успели смазаться, а тут этот пост. спасибо за него, он мне что-то в голове перещелкнул.
мне еще запомнилось то, что снаружи музей кажется таким камерным, обособленным, а заходишь внутрь, а там это выставочное пространство здоровенное
и да, как уже сказали, на Яд Вашем в Иерусалиме он очень похож, хоть и функции у них немного разные.

2016-10-23 в 17:39 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
Работа по созданию экспозиции проделана колоссальная, высший балл. До сих пор с теплом вспоминаю поразивших своим профессионализмом и радушием к посетителям работников (даже стоящие на досмотре были крайне милы).
Можно сколь угодно долго гундеть о том, что Еврейский музей в несравнимо лучшем положении, чем госучреждения. Но некоторые вещи очень сложно купить за деньги. Среди них и профессиональная этика и работа "на совесть", которая просматривается в каждом зале. Это вызывает неподдельное уважение.

2016-10-24 в 20:37 

Танцующая на граблях
У реальности очень хорошее чувство юмора.
Спасибо!
Скоро будв проездом в Москве, обязательно схожу

2016-11-19 в 02:08 

соткана солью
Мы- это наши желания!
Спасибо огромное за этот пост- сегодня была в этом музее- пребываю в жутком восторге! 5 часов мне явно оказалось мало! 😅

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная