22:12 

Мир хороший, мир плохой

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Заметка про восприятие мира. На выходных была на шрифтовой конференции TYPETERSBURG. Событие замечательное, про него будет отдельный пост. Были и мэтры, и молодые дизайнеры, и крутые шрифтовики из Дании, и даже норвежский каллиграф. Я послушала несколько выступлений, выловила несколько разговоров в коридорах и курилках, и мне страшно бросилась в глаза разница в восприятии мира.
Есть такая примитивная методология классификации людей по осям «Я» и «Мир». Я хороший или я плохой. Мир хороший или мир плохой. У дизайнеров есть профессиональная деформация: поскольку они каждый день сталкиваются с прямой оценкой своей работы, им психологически тяжело поддерживать в себе уверенность, не скатываясь в неврозы и прожжёный цинизм.
Тяжело верить миру, который каждый день говорит тебе, что в твоей работе что-то не так. А в ней всегда всё не так. Процесс устроен специфическим образом: сначала ты выдвигаешь гипотезу, которая, скорее всего, ошибочна. Ведь на первом этапе работы ты ещё не знаешь всех фактов. Затем ты получаешь критический фидбэк, выдвигаешь новую гипотезу, снова получаешь фидбэк (если повезёт, уже помягче), уточняешь гипотезу. И так до тех пор, пока не получится «то самое». Или не получится. Или не «то самое». Переводя этот процесс на язык внутреннего критика — ты постоянно ошибаешься, и все вокруг указывают тебе на это, и ты обязан считаться с ними, и ошибаться снова, и снова выслушивать, и нет конца индийской сансаре.

В таких условиях шкала восприятия мира и себя сбивается. Люди падают либо в одну пропасть, либо другую.
Первая: «Я плохой, а мир хороший». Человек живёт с ощущением, что все вокруг умницы, успешные, богатые, никогда не ошибающиеся, популярные, с чудесными проектами и прекрасными клиентами, а лично он — неудачник, который не вышел ни мозгами, ни талантом, ни вкусом, ни упорством. Поэтому его так дрючат. И правильно дрючат! Будем вносить правки, страдать, терпеть, внутри себя кричать, а в реальности — бояться рот открывать. Потому что мало ли что случится — вдруг все поймут, какой он плохой, и выгонят. А вокруг прямо рай земных наслаждений. И только он — змий, разрушающий мировое равновесие. Непонятно, как Земля держит.
Вторая пропасть: «Я хороший, мир плохой». Планета населена врагами. Каждый день они шлют какие-то правки, не секут ни хрена в дизайне, мешают амбициозным замыслам. Все хотят нагнуть тебя, сожрать, обмануть и обхитрить, хотят вмешаться в прекрасную работу и всё в ней испортить. Необразованное быдло, дикари, смерды. Где я, а где они. К несчастью, у этих мудаков есть деньги, но они не могут просто отдать деньги и оставить меня в покое. Лысый доёбывается до расчёски. Ждать от них чего-то умного не стоит, допускать, что они могут быть правы, — смерти подобно. Смотри выше: мир несправедлив, нелогичен, спонтанен, планета населена злобствующими врагами, и только зазеваешься — обязательно кто-нибудь тебя нагнёт.
(Есть ещё два состояния. «Я хороший, мир хороший» — крайне редкий образец психического здоровья. «Я плохой и мир плохой» — деструктивная фаза, среди дизайнеров тоже крайне редко встречается, потому что профессия деятельная).

Я эти болезненные стадии знаю, потому что прошла и ту, и другую. И мне было очень тяжело с этим жить, пока к психологу не пошла. Теперь легчает, но тоже не всегда, процесс-то долгий. Чем больше работаю с дизайнерами, тем чаще замечаю, что со своим психологическим здоровьем мало кто работает. Проходят по кругу через два ада. Был нормальный человек, а стал невротик в двух ипостасях. И на конфе перед ним порой выступают такие же невротики (благо, не все — один-два, но уж больно заметные). Да, успешные, да, умные, блестящие профессионалы, но с колоссальными когнитивными искажениями. Они убеждены, что мир враждебен, и готовы всем об этом рассказать, научить дурачков уму-разуму, поведать сермяжную правду жизни. А если кто-то думает иначе, так он просто дурак, горя не хлебнувший. Ничего, ещё хлебнёт.
Когда я вижу, как такие люди выходят на сцену и кошмарят студентов, становится необычайно грустно. Хочется подойти, обнять, сказать: коллега, ну зачем ты так, разберись с собой, не неси ты эти проблемы людям, им ведь и без тебя непросто. Лучше расскажи, как ты справляешься, расскажи, как создавал классные штуки, как у тебя был тяжёлый период, а ты нашёл выход. А вот эту генерализацию «всё плохо» тебе любой психолог на первом сеансе распутает.
Но, естественно, не подхожу. Кто я такая. Однако факт остаётся фактом — мне очень тяжело общаться, работать и вообще существовать рядом с людьми, у которых мир кишит врагами. У нас на работе у ребят иногда тоже такое проглядывает — в лёгкой форме, но симптомы-то тревожные.
Есть ощущение, что пора запилить хотя бы для своих ребят маленькую лекцию: психологические проблемы дизайнера и что с ними можно сделать. Не в каком-то поучительном формате, а просто в форме пересказа личного опыта — как я крупно облажалась, встряла в личностный кризис и как вышла из него. Сделать из этого статью на Медиуме, расшарить в профессиональное сообщество. Немножко стремаюсь изливать душу абы кому, но ведь это действительно очень полезно, когда люди делятся позитивным опытом выхода из проблем.
Александр Ложечкин, евангелист Microsoft в Центральной и Восточной Европе, так и сделал — medium.com/russian/об-альтруизме-a33c8bddfcc9
У него, кстати, волшебный блог о работе и жизни. Горячо советую, мне он чертовски помогает в том, чтобы навести в голове порядок. Может, будет полезен и вам.

@темы: Дизайн и работа, Смыслы

URL
Комментарии
2017-08-08 в 23:56 

wicked well
Страх - убийца разума.
Даша! Отдельное спасибо тебе за посты про дизайн и процессы в нём

У меня был прямо-таки классический случай, кризис личных отношений наложился на проблемы в проекте, был косяк по моей вине, был скандал, заказчик орет, все в шоке. Я провалилась в дикое состояние "я - плохой и мир - плохой" и некоторое время не могла работать совсем. Просто руки опускались. В результате с проектом все разрешилось и в конечном счете заказчик остался доволен, и мы даже получили еще два заказа по его рекомендации, но как же долго я не могла себя простить. Это было просто ужасно, и столько времени потребовалось, чтобы принять простую мысль о том, что люди делают ошибки, но на этом жизнь не заканчивается и небо не падает на землю. Если такое уже произошло, нужно иметь мужество решить эту проблему, не включая белку-паникёра. И превратить эту ошибку в опыт.

Очень трудно адекватно воспринять тот факт, что Заказчику может не нравится дизайн. Автоматически в этом слышишь не "дизайн - говно", а "ты - говно", но стоит отделить эти два момента друг от друга, как жизнь начинает становиться проще. Правда, есть много случаев, когда правки заказчика помогали сделать проект лучше, но иногда эти правки просто убивают весь процесс и даже желание работать. Обычно это бывает с самоуверенными заказчиками, которые уже и так знают, как надо, и предлагают решить решение. Или с товарищами с повышенной тревожностью, которые всего боятся и сами не знают, чего хотят. Если зерна правды найти не удается никак, проект просто сливается и переговоры зашли в тупик, в этом случае лично нам помогает одна фишка: мы говорим, ок, ребята, мы работали, мы пытались, но у нас не получается найти компромисс и взаимопонимание и на этой ноте нам следует расстаться. Возможно, наш подход к работе вас не устраивает, и с другим дизайнером дела пойдут на лад, вот вам аванс за вычетом произведенных работ и до свидания. В этот момент у заказчика происходит диссонанс в голове, поскольку до этого он был уверен, что, раз он нам денег дал и мы начали работать, то мы на крючке и никуда не денемся. И чаще всего после этого заказчик несколько сбавляет тон и тут-то начинается реальная, конструктивная беседа, мы делаем еще цикл правок и ура, проект двигается.

Я прекрасно понимаю, что в большой фирме и с многомиллионным заказом такой финт может не пройти, и никому ничего не рекомендую. Это чисто наш опыт, поскольку нас в команде всего двое и бюджеты не сказать чтобы очень большие. Иногда помогает. Возможно, фриласерам это актуальнее, главное - не потратить аванс, чтобы было, что отдавать в случае чего)

А ещё, понятие красоты у всех разное. Может быть, весь мир ахнет от невероятной красоты проекта, а заказчик скажет, что это ужас. Как начнешь выяснять, что не нравится, начинается: одного заказчика нервируют любые повторяющиеся паттерны, другого - фактура дерева, расположенная на вертикальных плоскостях (т.е. дверь деревянную нельзя, а пол- можно), другая боится китов (постер в детской с китом)... Все очень субъективно, особенно то, что связано с понятием нравится - не нравится, а мы, дизайнеры, должны в идеале овладеть телепатией, чтобы с первого раза понять, что же на самом деле заказчику от нас нужно. А пока ее нет, будут правки, переговоры, уточнение ТЗ и снова правки...

2017-08-09 в 05:39 

yahujik
Хочу футболку «Лысый доёбывается до расчёски» :-)

2017-08-09 в 05:45 

yahujik
Кстати, у меня уже давно теплится в голове пост про то, что дизайнер и его работа — не одно и тоже. Если бы мог писать так же много, как ты, то давно написал бы :-) Есть даже смешной вариант названия статьи:
«Дизайн — говно, а ты — нет. Но, это не точно»

2017-08-09 в 10:09 

daenyr
Картовед
Жизненно получилось. И спасибо за ссылку!
да, рабочая жизнь дизайнера часто бывает похожа на :kaktus:

2017-08-09 в 10:42 

captainspring
капитан Весна
Я бы сказала, что в некоторых компаниях мировоззрение вида «я хороший, мир плохой» (или, говоря простым языком, «я молодец, а клиент как всегда мудак») культивируется. Дальше есть только градации мудачности клиента, которые пересказываются друг другу и новичкам.
А как только выйдешь из такой среды, сразу так хорошо жить становится! И клиенты нормальные, и ты сам тоже ничего так.
Уже полгода об этом думаю.

2017-08-09 в 13:39 

~Иньянна~
Ставлю точки в конце предложений.
спасибо за ссылку! и за то,что делишься размышлениями о жизни.

2017-08-09 в 21:57 

Raven paradox
Once there was only dark. If you ask me, the light`s winning.
Тяжело верить миру, который каждый день говорит тебе, что в твоей работе что-то не так. А в ней всегда всё не так.
ты постоянно ошибаешься, и все вокруг указывают тебе на это, и ты обязан считаться с ними, и ошибаться снова, и снова выслушивать, и нет конца индийской сансаре.
Хочу заставку на телефон с этими фразами. И транспарант, чтобы встать с ним под окна кафедры в сентябре :facepalm3:

2017-08-09 в 22:40 

Jonathan L
снобизм и хикканство
Очень интересный пост, много раз напарывалась на подобное в литературе, где герой один Д'артаньян, но никак не формулировались что же не так с автором
Спасибо :33

2017-08-10 в 08:29 

aa?
Полезный пост, спасибо. Заставляет задуматься. Мне кажется, подобное имеет место быть и на других специальностях в разных компаниях, когда результат труда может оцениваться не только "правильно/не правильно", но и "понравилось/не понравилось", тогда как последнее всегда сугубо индивидуально. Даже когда заказчик один и он - твой работодатель. Когда имеешь дело с чем-то таким несколько абстрактным, надо быть готовым к тому, что критика любопытных будет частенько проезжаться по тебе, просто потому что всем не угодишь, для одного - "слишком мелко", он не видит, для другого - "слишком крупно", он не слепой.

Отправлено из приложения Diary.ru для Android

2017-08-10 в 11:01 

Кэролайн
Сила характера не в умении пробивать стены, а в умении находить двери.
Идеально же. Замечательная идея.

2017-08-16 в 00:15 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
wicked well, я так счастлива, что эти посты про дизайн нужны кому-нибудь) Есть какое-то лёгкое ощущение стыда, когда о работе пишу — кажется, что вокруг в дайри только не-дизайнеры, и зачем их этим грузить. А потом выясняется, что и дизайнеры есть, и они такие неравнодушные. Спасибо вам. Вы мою веру поддерживаете)
Очень понимаю со всеми этими заморочками. И, по-моему, зря вы говорите, что разговор о собственных интересах может не проканать в многомиллионной компании. Часто он очень даже канает, я тоже этим пользуюсь — если не сама мысль об этом доношу, то через менеджеров. И порой это действительно поворачивает спор в конструктивное русло.

yahujik, напиши такую статью! А футболку с лысым и расчёской я специально для тебя сделаю и подарю при встрече ))

daenyr, спасибо)

captainspring, эх, да, есть такое. Может, я не права, но мне кажется, что такие компании не очень хорошо живут. В смысле, они могут быть коммерчески успешными, но продукт хорошим у них не будет, потому что он не про любовь к миру.

~Иньянна~, тебе спасибо)

Raven paradox, как говорилось в «Грязи», правила везде одни!

Jonathan L, постараюсь как-нибудь потом эту мысль потолковее объяснить и расписать)

aa?, да, конечно. Мир другого человека непознаваем, а всё, что касается личных вкусов, необычайно многообразно. Отсюда и все эти проблемы.

Кэролайн, спасибо)

URL
2017-08-16 в 09:55 

captainspring
капитан Весна
andre;, ну как тебе сказать. На моем опыте: продукт у них хороший, но люди вкрай задолбавшиеся, за исключением одного-двух электровеников. Потому что сроки всегда горят, а иногда поперек годного решения и клиента встает аккаунт со словами «мы не можем им это показать, я точно знаю, им не понравится». И тогда креативные директора прошибают лица фейспалмами, и установка о том, кто тут хороший, а кто плохой, спускается вниз по цепочке. Потому что гораздо проще, пардон, въебашить еще два выходных без сна и отдыха в этот проект, когда ты считаешь оппонента мудаком, нежели чем когда себя.
А потом эта установка просто остается, даже когда сроки ок, и аккаунт не лезет со своим вето.

2017-08-16 в 09:58 

captainspring
капитан Весна
А, ну и да, еще такой момент: чем истеричнее/стервознее был аккаунт, тем мудачнее казался клиент. И наоборот, если аккаунт постиг дзен и располагал ч/ю, клиент (даже если делал все то же самое, что и мудачный) не казался таким уж плохим.
Короче, в этом уравнении в случае крупной компании прямо очень много переменных.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная