19:09 

Как облажаться при приёме на работу

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Каждый день мне приходят отклики на вакансии — от одного до пяти, но стабильно. Я отвечаю (или не отвечаю) на письма, даю тестовое задание, провожу собеседования и вижу одни и те же типажи и косяки. По материалам моей почты пора писать статью «Как облажаться при приёме на работу».
Среди здравых и опытных ребят конкуренция невысокая. Зато неопытных дизайнеров — как рыбы в море. Казалось бы, эти ребята должны дико изворачиваться, чтобы выделиться в потоке, но проблемы у них плюс-минус одинаковые. Все сильные дизайнеры разные, а слабые похожи друг на друга.
(Пишу эту статью, чтобы закрыть гештальт и передать опыт начинающим дизайнерам — я знаю, среди ПЧ они есть)

Косяки в письмах
1. Письма нет вообще. В потоке вакансий дизайнер нажал на кнопочку «Откликнуться». Такую кнопочку он нажимает на автомате, завидев нужную сумму в поле «Зарплата». Ясно, что этому чуваку всё равно, куда идти, он нас, возможно, и не вспомнит. Чтобы ознакомиться с его портфолио, надо перейти на профиль, порыться там, сохранить ссылки. Даже если уделить ему время, написать письмо и прислать тестовое задание, в 90% случаев делать он ничего не будет. У него нет сформированной привычки тратить силы на потенциального работодателя.
2. Письмо в жанре «Поток сознания». Эпическое полотно, повествующее о нелёгкой судьбе автора. Как он родился в глухой тайге среди белок и еловых шишек, как он до шестнадцати лет ел одни коренья, учился на сталевара, пока однажды духовные поиски не привели его в профессию фэшн-фотографа. Герой переехал в Москву, но Москва — ужасный город, алчный и суетный, и вскоре жизнь заставила героя уйти в полиграфию и делать листовки «Распродажа в магазине пуховиков». Герой, как мог, барахтался в этом болоте, подрабатывал на свадьбах, похоронах и поминках, освоил ремесло эс-эм-эмщика, а теперь наконец осознал, что путь просветления пролегает в дебрях веб-дизайна. За этой душераздирающей историей следует подробный пересказ всех хобби: медитация, вышивание крестиком, валяние игрушек, установка пластиковых окон. В конце скромная ссылка на портфолио: две визитки, один флаер. Захватывающий эпос, но нет.
3. Странные форматы. Портфолио в rar, резюме в psd, ссылки на фриланс-ру (ты ещё не открыл их, а сердце уже предвкушает трэш).
4. Проблемы с орфографией и пунктуацией, пробелы перед точками, ошибки, опечатки. Выдают небрежность, которая будет кочевать в процессы, макеты, деловую переписку.
5. Отсутствие структуры, абзацев, логики повествования. Выдаёт хаос в голове дизайнера и неумение организовать даже себя.
6. Штампы ради впечатления. «Я профессионал в своём деле». «Ответственно решу ваши задачи с творческим подходом». Слова про профессионализм не убеждают собеседников в том, что человек действительно профессионал. Убеждают примеры работ и польза, которую он может принести людям.
7. Штампы инфостиля и Джим Кэмп за триста. «Следую принципам несдвигаемых сроков», «согласовываю понимание задачи», «решаю задачи бизнеса по системе ФФФ». И моё любимое: «Понимаю, вы сомневаетесь. Если я вам не подхожу, просто скажите нет». Спокойно, чувак, я уже поняла, что у тебя бюро головного мозга. Если травишь леску, так хотя бы делай это аккуратно. Неуклюжие манипуляции не приближают к цели.

Косяки на собеседованиях
1. Дизайнер как художник. «Я окунулась в мир дизайна после искусствоведческого факультета», «мне всегда нравилось украшать мир», «я хочу создавать что-то очень красивое» и другие вариации на тему. Трудный случай. У такого дизайнера есть представление, что дизайн — это про красивые картинки. Возможно, дизайнеру удалось нарисовать пару симпатичных макетов, но при столкновении с реальной задачей серьёзного клиента начнётся ад. Арт-диру и менеджерам придётся потратить много месяцев, чтобы поменять подход и повернуть дизайнера лицом к бизнес-требованиям. И не факт, что получится.
2. Повальная неуверенность во всём. Чем вы хотите заниматься у нас? «Я не знаю». Расскажите про свой опыт — были интересные задачи? «Ну, наверное…» Что вам даётся легко? «Ну, всякое». А что тяжело? «Ну, не знаю…» Трудно поверить, что вялость и аморфность могут как-то помочь бизнесу.
3. Чрезмерная уверенность. «Я докажу вам, что я круче всех, через месяц всё будет сиять, вы поднимете мне зарплату, процессы пойдут сказочно, дизайн будет зашибатый!». Мало того, что это звучит неубедительно, так ещё и чувак дико накручивает ожидания. Такой дизайнер банально опасен для проекта. Как только он начнёт делать то же самое с клиентскими ожиданиями, велосипед окажется в огне.
4. Лесть. Нечестная похвала легко вычисляется простыми вопросами: а чем именно мы вам так нравимся? Какие наши проекты вас впечатлили? Что вы о нас знаете? Когда выясняется, что льстец знает о нас только то, что мы крупная студия с большими проектами, доверие к нему пропадает.
5. Отсутствие вопросов. Самый тревожный звоночек: человек приходит на собеседование, он намеревается связать свою жизнь с некой компанией, и у него нет никаких вопросов к ней. Ребята, как устроен ваш процесс? С кем вы работаете? С кем не работаете? В чём вызовы, в чём рутина, какие у вас планы и для чего конкретно вам нужен я? Именно эти вопросы волнуют добросовестного дизайнера. Ведь его нанимают, чтобы решать какие-то проблемы. Если человек не выказывает заинтересованности в чужих задачах и проблемах, значит, он пришёл решать только свои проблемы. Даже если этот чувак самый милый тип на земле, как работник он для нас бесполезен.

@темы: Дизайн и работа

URL
Комментарии
2017-12-01 в 19:47 

Таня_Кряжевских
Очень далека от мира дизайнеров, но прочитала с интересом!

В той организации, в которой я сейчас, практикуют интересную вещь - они не публикуют объявления, смотрят среди тех резюме, что есть, некоторых приглашают на собеседование и из них уже выбирают. Не знаю правда, насколько это эффективнее ))
Это такой тонкий момент - как выбрать человека, который подойдет именно в конкретной команде. Мой опыт говорит о том, что знания нередко оказываются вторичны, но мне и ни разу не требовался специалист, которого нужно было взять и тут же посадить на самостоятельную работу, изначально это могли быть помощники, которым я давала пару месяцев на то, чтобы въехать в основное, и делать неспецифические задачи - сканировать, копировать, сшивать, печатать.
Наверное, в целом подходит-не подходит определяется тем, насколько человек воспринимает это дело "своим". Ну, то есть что вот оно, и если я его не сделаю, никто не сделает, и, значит, устал-не устал, хочу-не хочу, села и сделала и сделала хорошо, потому что переделывать тоже больше некому ))
И позитив. С нашими объемами иначе никак ))

а чем именно мы вам так нравимся? Какие наши проекты вас впечатлили? Что вы о нас знаете?
Считаю, что один из самых странных вопросов, который может задать работодатель, - почему вы пришли именно к нам. Потому что я ищу работу и потому что у вас есть вакансия. Если работодатель не Газпром, на этом все ))

2017-12-01 в 20:02 

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Таня_Кряжевских, отправлять запросы конкретным людям — это, по-моему, хорошая практика. Но она требует эйчара, а у нас его пока нет. У меня, к сожалению, не хватит времени мониторить всех дизайнераов, которые ищут работу, и хантить их, слишком большие временные затраты на коммуникацию.
А по поводу странного вопроса — да, чаще всего он действительно звучит странно у подавляющего большинства компаний. Но у нас своя тонкость: мы, в отличие от большинства веб-студий, имеем узкую специализацию по недвижке, работаем с большими строительными корпорациями и вдобавок довольно большие по объёму. Я задаю на собеседовании этот вопрос, чтобы убедиться, что человек действительно понимает, куда он идёт, что он осознаёт различия между тем, что он обычно привык видеть в веб-студиях, и тем, что у нас.

URL
2017-12-01 в 20:20 

Таня_Кряжевских
andre;, а они осознают? те, кто приходят и остаются? Без подковырки спрашиваю, потому что, мне кажется, пока не пощупаешь, можно предполагать и хотеть чего угодно, а на практике неизвестно что получится. Особенно в плане объемов и разносторонности задач. С направлением ты, конечно, права. Если человек хочет рисовать цветочки и лучики для детских утренников, вряд ли он подойдет для сайтов со столь разноуровневым, да еще и техническим наполнением.
В последний раз, кстати, специально отследила этот момент с тем, что одна девушка пришла на вакантное место, проужасалась полтора дня и сбежала, а вторая, смотрю, ничего, пообвыклась. Разница в подходах. Первая считала: "я что, должна все это делать?", вторая: "что мне сделать, чтобы это все одолеть?".

2017-12-01 в 20:41 

джеки блэквуд
storms and steel
Спасибо огромное за инфу! Законспектировала и приняла к сведению. Кельник, жди меня.

2017-12-01 в 20:50 

kotPhoenix
Чтобы его мучить, совести пришлось бы встать в очередь. (с)
2. Письмо в жанре «Поток сознания» а что, так можно было? :lol:

вообще очень забавно и интересно заглянуть в дизайнерскую кухню
сочувствую немного, как человек, который пару раз приходил на собеседования не зная даже примерную область в которой работает компания :lol:

2017-12-02 в 06:17 

captainspring
капитан Весна
О, я помню, как было сложно выдумать эти чертовы ответные вопросы на моем первом и единственном собеседовании на работу. И какими абсолютно бесполезными они оказались, когда я таки пришла туда работать и охренела

2017-12-02 в 13:43 

радиант пильмана
when the wolf comes home
У меня каждый раз инфернальный ужас, когда мы ищем нового сотрудника и сразу падает +70 резюме.
Уже даже дошло до того, что получая письма выпускников некоего вуза , я знаю, что это будет красиво и бесполезно, и заранее беру шаблон отказа.
Но все же стараюсь все посмотреть и всем написать индивидуальный ответ. Иногда письмо или резюме вообще не показатель(
Самый ад начинается на стадии тестового 🤕

2017-12-02 в 16:41 

ежовввика
kiss and run
Вставлю свои пять копеек как человек, который находится по другую сторону процесса - в смысле, как рекрутер, а не как кандидат))

У нас с коллегами у каждого есть своя специализация, например, они ищут маркетологов, логистов, бренд-менеджеров, закупщиков и тд, а я ищу разных айтишников. С дизайнерами, правда, не работала, даже с UI. Так вот мы очень любим сравнивать, как выбирают кандидатов наши клиенты. Могу выделить пару моментов:
1. У меня за редким исключением выбирают кого-то по личным качествам. То есть мотивация на профессию, что про компанию прочитал - это все здорово, но если ты не умеешь писать код\настраивать сеть\ делать ТЗ на интеграцию под 200 листов, то прости, парень, но ты нам не подходишь. Только релевантный опыт, только профессиональные компетенции.

Для коллег важно, чтобы совпадал типаж потенциального сотрудника и компании.

2. Я практически никогда не размещаю вакансии на работных сайтах, всех моих трудоустроенных кандидатов я нашла сама. По откликам никого не закрыла.

У коллег периодически случаются попадания в точку.

3. Если я вижу сопроводительное письмо у разработчика\тестировщика\сисадмина, то у меня лезут глаза на лоб. Эти ребята не всегда пишут свое резюме-то нормально, что уж говорить о дополнительных комментариях. Хотя однажды я успешно закрыла тестировщика, у которого была сопроводиловка как раз в стиле потока сознания. До сих пор помню, что он из Иркутска и приехал покорять Москву.
Но вообще буду не против, если кандидат молча приложит ссылку на гитхаб, вот это полезно.

А у коллег маркетологи любят поболтать, иногда интервью затягивается на полтора часа. Мне, бывает, хватает пятнадцати минут.

В общем, рекрутмент - процесс веселый, интересный и познавательный. Наша коллега, у которой 20 лет стажа в подборе персонала, в прошлом году написала очередную книгу, которая называется "Курьезы кадровой индустрии". Там есть разные смешные истории, иногда похожие на пошлые анекдоты, и мы теперь дарим эту книжку нашим клиентам))

2017-12-03 в 20:23 

Alexandra-Lexy
тправлять запросы конкретным людям — это, по-моему, хорошая практика. Но она требует эйчара, а у нас его пока нет.

У меня на одной из работ - в издательстве - такая была история. Моя начальница давала мне 50 резюме кандидатов, прошедших этап тестового, говорила: выбери из них десять, кто кажется тебя наиболее подходящим для выполнения твоих задач (искали сотрудника на похожую специализацию), побеседуй с ними в скайпе, выбери из этих десяти них троих и отправь мне. То есть отсев был на уровне сотрудника, уже работающего в этих условиях. Не знаю, очень ли эффективен такой подход, учитывая, что у сотрудника навыков эйчара нет, но стратегия кажется мне интересной - кто лучше объяснит кандидату суть работы, как не сотрудник на смежной должности?

2017-12-04 в 11:09 

бляцкая кавалькада
работаю в СМИ и тискаю кота
Вы знаете, Андре, в принципе, мне кажется это для всех диджитал-профессий подходит. Я с СММ-щиками с теми же проблемами столкнулся.

2017-12-08 в 12:18 

Сэфэс (Ирчи)
Тормоз - тоже механизм
Спасибо за советы в посте и не менее интересные комментарии.
Собеседования на дизайнера мне сомнительно, что грозит, но всегда интересно узнать какого оно.

У меня работа тоже связана в айти, но мы в наш отдел очень трепетно подбираем людей, т.к. очень уютная атмосфера и достаточно взрывное начальство (женщина).
Самое печальное, когда приходят "никакие" люди, у которых нет увлечений, хобби, стремлений, целей и больше всего они мне напоминают "болото".
А на простые бытовые вопросы о книгах, компьютерных играх, фильмах/сериалах/аниме впадают в ступор не зная что и ответить.
Особенно печально бывает на моменте книг, когда кандидат не читает вовсе...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная