16:25 

Музей оккупации в Таллине

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Эстонский музей оккупации — своеобразное место. Ходят легенды о его страшной русофобии: мол, сумасшедшие прибалты совсем распоясались и сравнивают святую Русь с фашистами. И как их только земля держит.



Русофобия — это, конечно, дежурная страшилка. В действительности музей сосредоточен на проблемах имперских амбиций. Постоянная экспозиция рассказывает, как империи влияют на малые государства и на их локальную идентичность. Рассказывает спокойно, ёмко и вещественно, без жалоб и без утайки. По-моему, музей особенно полезен именно тем, кто переживает о русофобии. В школе о таком не расскажут, по телевизору тоже.






Историческая справка.1939 год, в моде политика умиротворения агрессора: не так давно Британия подписала мирное соглашение с Германией, и премьер-министр Невилл Чемберлен добился краткого перемирия с Гитлером. Люди ещё не в курсе, что война начнётся буквально через пару месяцев, и из последних сил надеются на мирное урегулирование.
Вслед за Британией СССР подписывает договор о ненападении. Втайне от европейских лидеров Сталин и Гитлер заключают секретное соглашение. Инициатива исходит от Сталина. Двум главным агрессорам надо договориться, как поделить Польшу и Прибалтику в случае войны.
Так появляется пакт Молотова-Риббентропа. Он диктует план раздела территорий; о нормах международного права и речи не идёт, а мнения жителей Польши и Прибалтики, естественно, никто не спрашивает.
По этому пакту Эстония входит в сферу влияния СССР. Советский Союз претендует на захват территории, но не называет вещи своими именами. В сентябре 1939 года Гитлер вторгается в Польшу, а советские войска входят в Эстонию. В ход идёт так называемый «Пакт о взаимопомощи»: Сталин утверждает, что вторжение в Эстонию — вовсе не военная угроза, а поддержка в борьбе с нацистской Германией. Мол, советские солдаты пришли, чтобы спасти Эстонию от Гитлера.
У СССР сто шестьдесят тысяч солдат, а у Эстонии — всего шестнадцать. Маленькой стране совершенно нечего противопоставить Большому Брату. Для существования права необходимо соотношение сил, близкое к равенству, но соперники не равны, и о праве не может быть и речи. Бессмысленно даже договариваться, искать точки соприкосновения и обоюдную выгоду. В дело вступает закон природы — сильный пожирает слабого вне всяких правовых норм.



Каким-то чудом Эстония держится до 6 августа 1940 года. В этот день её всё-таки включают в состав СССР. Весь следующий год СССР вводит на новой территории свои правила: национализирует предприятия, вводит карточную систему и терроризирует фермеров. Большому Брату нужна еда в неисчислимых объёмах, а в Эстонии хорошо развито сельское хозяйство: тут производят качественные молочные и мясные продукты.
Естественно, с приходом СССР всему приходит пиздец. Чем результативнее твой труд, чем лучше ты работаешь и чем качественнее продукты производишь, тем выше вероятность, что у тебя всё отберут. В таких условиях экономика не может ни подняться, ни даже стагнировать — она только деградирует. Чудо, что в Эстонии голодомора не было. Украине на этапе становления советской власти повезло куда меньше.



Другая сторона оккупации — ссылки. Силовики используют на захваченных территориях одни и те же паттерны: национализацию, политпросвещение и чистки. Кучу эстонцев ссылают в Сибирь (в основном почему-то в Томскую область).
Интересная историческая деталь: в те годы в моде был шрифт фрактура. В основном им пользовались немцы. Но, оказывается, некоторые советские документы тех лет тоже набраны фрактурой. Пример не особо аккуратный и эстетичный, но это всё ещё фрактура. После войны от неё открестятся, и долгие годы она будет в немилости у шрифтовиков и дизайнеров. Потом её перетряхнут, модернизируют и обзовут «блэк леттерс», чтобы исключить ассоциации с нацистами. А вот НКВД-шников в сороковых годах такие сравнения ничуть не парили.



Чуть ниже центра — советские продуктовые карточки, введённые сразу после оккупации. До оккупации продукты продавались в магазинах без ограничений.



Опись документов на стенде. Самые интересные пункты — разрешение на покупку сахара, банная карточка, обязательство сдавать государству продукты и отказ в возврате автомобиля от комитета по национализации.
В плане гражданских прав особенно поражает последний пункт: какой-то мужик купил машину, а некий комитет отобрал её за здорово живёшь. Мужик начал ходить по инстанциям и просил вернуть имущество, а государство прислало ему официальный отказ: мол, так и так, машину не вернём. Счастья, здоровья, держитесь там.



В форме взаимодействия человека и государства есть какая-то ирония. Казалось бы, в страну вторглась новая власть. Она действует методом силы, и ничто ей не указ. О правомерности этого порядка даже речи быть не может.
Подобно мародёрам, власть отбирает у людей имущество, и ей нет нужды отчитываться об этом. Вор, отбирающий у человека сумку, не выписывает бумажку о том, что сумка отобрана. Но государство стремится сохранить видимость легитимности. Не опираясь ни на какие местные законы, не привязываясь к конституции и правовым нормам, режим использует те же инструменты, которые он бы использовал, будь он абсолютно легитимен.



Новый порядок держится в Эстонии недолго. Вскоре Гитлер решает расторгнуть секретное соглашение со Сталиным и напасть на Советский союз. В июле 1941 немецкие войска оккупируют Эстонию, изгоняя предыдущих оккупантов.
Для эстонского народа, сильно потрёпанного и поредевшего за последний год, почти ничего не меняется. Евреев в Эстонии немного, и разделаться с ними легко. Вскоре немцы признают Эстонию «юденфрай» (свободной от евреев) и перестают особо наседать. Большой вопрос, что травматичнее — советское «освободительное» вторжение или три года немецкой оккупации.


(Это кадр из небольшого еврейского музея при местной общине — я сходила туда, чтобы составить представление о том, как Холокост отразился на Эстонии. Отдельного отчёта об этом не будет, но музей очень советую)

В 1944 году советские войска вернулись, выгнали фашистов и снова включили многострадательную Эстонию в состав СССР. Один режим сменялся другим, на полках появлялись то сочинения Сталина, то «Майн Кампф», то опять сочинения Сталина. А рядовой эстонец как обеднел в конце тридцатых, так и не поднялся.



Можно по-всякому относиться к советской власти, однако по-человечески проблемы эстонцев очень понятны. В их вселенной следить за рокировкой Гитлера и Сталина — это как менять шило на мыло и часы на трусы. Какая разница, под чьим флагом сидеть, если тебя и там, и тут прессуют, обворовывают и ссылают в лагеря.





Почти пятьдесят лет Эстония не могла добиться возвращения к независимости. Здесь встаёт вопрос, почему это плохо. Чем, собственно, так мешает СССР условной Эстонии, почему жить составе империи — это не гуд?
Если отбросить всякие идеологические и философские соображения, у простого народа есть как минимум три причины для беспокойства:
1. Экономика. Большой Брат не просто так держит территорию в узде. Тут хорошее сельское хозяйство, отлаженные процессы, мясо-молоко обалдеть какие. И всё национализировано. Большой Брат перераспределит доход в другие части империи, не спрося мнения и не рассчитавшись по рыночной цене. Ни одному толковому работнику это не понравится.
2. Ущемление локальной идентичности. Ничего собственного, личного, самоопределительного отныне нет: только хардхор, только советское сознание, привязка к национальной самоидентификации минимальна. А для маленьких северных народов самоидентификация очень важна: исторически они выживали только благодаря сплочённости в своём узком кругу. Они добивались благополучия, вкалывая над своим добром, а теперь, сколько не паши над этим добром, оно никогда «своим» не станет.
3. Чужое законодательство. Большой Брат приносит с собой свои правила, придуманные на чужой земле для чужих людей. Яркий пример — трудовое законодательство. Отсутствие рабочей занятости — это официальное преступление, за которое полагается тюремный срок. Невозможна ситуация, когда ты занимаешься личными делами или фрилансом, простигосподи. Даже матери с младенцами-грудничками не имеют права сидеть дома.







Я это всё к чему. Экспозиция производит сильное впечатление. Официальная позиция, которую закладывают в сознание ещё в российских школах — что советская власть освободила европейские народы от фашистов. Рецепт не новый. Империи строят свою национальную идентичность на идее спасения соседей.
Допустим, понадобился тебе кусок соседнего государства. Ради нефти, ради ресурсов, ради международного почёта — да мало ли причин. Нельзя просто взять и сказать: отныне этот кусок земли мой, и баста. Даже тоталитарный режим стремится сохранить некое представление о легитимности, дабы не быть источником бессмысленного зла хотя бы в собственных глазах. Любой стране, претендующей на захват другой страны, нужно изобрести разумное объяснение для партнёров, союзников и собственного народа.
И тут из рукава достают миротворческую карту. Империя срочно ищет врага, договаривается с ним, затем вождь во всеуслышанье произносит с трибуны, что данному куску земли угрожает страшная опасность, и теперь её срочно надо спасать. Достаём шашки, идём биться против супостатов. Ведь это они, супостаты, виноваты. Да если б не они, разве ж стали бы мы нарушать границы? Побойтесь бога!
На желанную территорию приходят солдаты, империя получает то, чего хотела, соседние страны в ахуе, а одураченный народ гордится тем, что он хороший и никогда не бросит соседа в беде.





Чтобы не заканчивать пост на трудной ноте, расскажу про временную экспозицию. Она посвящена борьбе за права женщин. Замечательная фотовыставка в роскошном оформлении. Хочу когда-нибудь увидеть такое в каком-нибудь питерском музее.




Себе на память: Анечка и Миша, который ненавидит фотографироваться.




«Даш, ну ты это, сделай лицо попроще»

@темы: Фото, Путешествия, Быт

URL
Комментарии
2018-01-14 в 18:02 

У Билли есть хреновина
Среди тех, кто забыл о вздохе, я - та девочка в первом ряду... (с)
Спасибо за рассказ.
Очень интересно, очень похоже и очень грустно.

2018-01-14 в 20:40 

HerbstRegen
Нет вкуса, нет совести!
Замечательный пост получился, познавательно и совсем не замечаешь как вот уже и дочитал) И фотографии отличные.
Спасибо.

2018-01-14 в 21:01 

Tio&Ner
Оправданное раздвоение личности
Очень интересно, спасибо. Вдохновляет посетить подобное место

2018-01-14 в 21:41 

Nerine-@@
хронически и с разбегу.
спасибо за информацию, интересные детали узнала.

2018-01-15 в 03:05 

Kevat
Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя.(c)
Спасибо за пост, очень познавательный.

2018-01-15 в 03:27 

sige_vic
One should always eat muffins quite calmly. It is the only way to eat them. (c) *** I could not look at her and not want to touch her (c)
А мы как раз в Таллинн собрались в феврале, целыми днями из-за погоды гулять точно не получится - сходим в этот музей. Интересно, будет ли там еще экспозиция про женщин? Очень хочу )
Спасибо тебе за обстоятельный рассказ.

2018-01-15 в 11:31 

Mirra Bravo
И слог не спасёт, и контекст ничего не даст, и что бы ты ни писал, ты всегда фантаст. (c) Дана Синдерос
Спасибо за пост! Теперь знаю, что когда поеду в Таллин, обязательно пойду в этот музей.

2018-01-15 в 11:56 

Оруга
You go to Essex when you die, don’t you know that?
Отличный пост, спасибо. Очень хорошо рассказано.

2018-01-15 в 12:00 

Yulita_Ran
...нічиїм поцілунком не будемо втішені ми...©
спасибо за пост.

2018-01-15 в 13:38 

Arisu_krd
The weather is changing
Спасибо большое за рассказ!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная