00:51 

Музей Куму

andre;
Царь в ужасе кричит: «Что я наделал? Зачем основал этот блядский город?!»
Продолжаю серию постов о Таллине. Сегодня скажу про Ку́му.
KUMU — это аббревиатура от эстонского словосочетания «Kunstimuuseum» (художественный музей). По питерским меркам у музея не очень большая, но мучительная история. Идея создать национальное художественное собрание появилась в двадцатых годах прошлого века. Несколько лет музей не мог найти здание, затем ему выделили Дворец Кадриорг, но уже в 1929 году отобрали под президентскую резиденцию. После Второй мировой войны музей снова пересилили в дворец, но в 1991 году опять выселили, и до середины нулевых национальное собрание ныкалось по углам, пока для него не построили отдельное здание. Очень крутое.



Музей интересен тем, что тут есть и официальный социалистический реализм, и неофициальное эстонское искусство. На стыке разных взглядов можно проследить любопытные метаморфозы.

Сначала немного про архитектуру. Отделка фасада ошеломительно прекрасна. У северных народов поразительное чувство фактуры.



Внутри тоже очень достойно. Мне понравилось, как архитектор работает с объёмами, как выстраивается композиция пространства. И особенно освещение. В некоторых коридорах свет льётся на лестницу на уровне коленей. От этого появляется футуристичное чувство, будто находишься на космическом корабле, где вся команда погружена в сон, а ты — андроид, наблюдающий за системой. Не часть команды, а часть корабля, и верхний свет для тебя включать не надо, верхний — это для чужаков и гостей.








Раннее эстонское искусство (с конца 18 до конца 19 века) не особо примечательно. Не то чтобы оно заурядное, но наблюдатель без специальной экспертизы не найдёт узнаваемых черт, присущих отдельным художникам или направлениям. В этот период эстонские художники в основном повторяли за Петербургом, обучаясь в Академии художеств, и за европейскими мастерами. В технике, смысле, композиции и приёмах очень много заимствований и мало своеобразия.




Художественное своеобразие появилось у эстонцев не сразу, да и сейчас это своеобразие настолько тонко, что не сразу улавливаешь. Безусловно, у них есть своя художественная школа, но она до сих пор ищет стиль и почерк. Попытки отразить национальный колорит в живописи пока что не увенчались успехом.
Попадаются очень хорошие вещи, но нельзя посмотреть на картину и однозначно сказать: да, это эстонская школа. Тогда как французы или русские узнаются сразу.




Даже авангард здесь спокойный и не слишком выразительный, без характерного революционного вызова, который в целом присущ эпохе.



Однако что действительно удаётся эстонцам, так это свет, цвет и воздух. Где-то в конце 19 — начале 20 века начали появляться работы, отражающие настойчивый поиск уникального колористического решения, эксперименты с объёмом и плоскостью. Чувствуется глоток свежего воздуха: конечно, ветер дует от импрессионистов, Ван Гога и Мане, но и новизна в этом тоже есть. Что-то созрело в душах.




Автор картин выше — фовист Карл Пярсимяги. У него восхитительное чувство цвета. Он был сыном богатого фермера, в юношестве воевал за независимость в Эстонии, а в 1937 году, будучи тридцатипятилетним, поехал учиться в Париж. Там его окрестили «эстонским Матиссом» (хотя, на мой вкус, Пярсимяги куда более камерный, нежели Матисс, и не такой нарочитый).
В начале второй мировой войны, в отличие от большинства других прибалтийских художников, Карл Пярсимяги отказался возвращаться на родину, которая была оккупирована СССР. Советская власть так и не простила ему стремления к независимости, и до 1991 года художник не был официально признан. В 1941 году Карла Персимяги арестовало гестапо и отправило в Освенцим. Примерно через год он погиб в лагере. Поскольку евреем он не был, причиной ареста часто называют сексуальную ориентацию.



Ещё одна работа, запавшая в душу. Аугуст Янсен, «Лебединая охота». Этого мастера СССР принял — ему позволяли заниматься преподавательской деятельностью, дали профессорский титул и вдобавок почетное звание заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР.
Янсен занимался продвижением эстонского искусства и родными пейзажами. Это очень плодовитый художник, тщательно выписывающий пастораль со сложными цветами (см. выдачу в гугл-картинках). Но вдруг в 1916 году у Янсена рождается нечто нехарактерное и по цветам, и по формам, и по сюжету.



Я гуглила, но так и не поняла, откуда этот сюжет вообще взялся: что за лодка, кто эти герои, почему они охотятся на лебедей и отчего эта сцена так болезненна? Главный сюжет с лебедями в искусстве — совокупление Леды и лебедя, но здесь эротизма особо не прослеживается, более того — всякие половые признаки намеренно усечены, а лебеди нарочито безжизненны.
У меня закралось подозрение, что тут есть либо отсылка к психоанализу, набирающему обороты именно в эти годы, либо какой-то малоизвестный ветхозаветный сюжет, либо рефлексия на тему скорого распада Российской империи и ощущения близкой гражданской войны. Если вы вдруг узнали сюжет или у вас есть гипотеза о смысле картины — расскажите в комментах, пожалуйста.

Ещё немного о цвете в эстонском искусстве.





Советские плакаты раннего периода. Интересен центральный плакат в верхнем ряду: он сильно выбивается из общего стиля по цвету, свету, объёму, изобразительным приёмам и оформлению текста. Как будто дизайнер прежде работал в совершенно ином стиле, и вдруг сменился заказчик. Дизайнер пытается отбросить стиль, который прежде кормил его, но сходу не получается, и вместо образцовой советской агитки получается несуразный мутант переходного возраста.



Немного современного искусства. Оно не бог весть какое, потому что протестный контент и эксперименты над зрителем — это не в характере эстонцев. Но иногда кое-что получается.




@темы: Фото, Смыслы, Путешествия

URL
Комментарии
2018-01-19 в 10:42 

Lindwurm
we take what is offered
Про музей очень интересно и познавательно)))

Если вы вдруг узнали сюжет или у вас есть гипотеза о смысле картины — расскажите в комментах, пожалуйста.
Картина реально очень цепляет, хочется думать и думать)
Гугл выдает сниппет про дух национального романтизма, да и вообще, раз начало двадцатого века - тут почти наверняка надо смотреть не в сторону Древней Греции или Библии, а в сторону скандинавских, славянских, финно-угорских и прочих подобных сюжетов про лебедей-оборотней (из тех, что получили совсем большую известность - царевна-лебедь у Пушкина, те с крапивными рубашками у Андерсена, в конце концов, лебединое озеро Чайковского). В тех же мифологиях лебедь связан с солнцем, млечным путем иногда, в общем, священная птица.
Если конкретный сюжет не гуглится, возможно, это и не сюжет вовсе, а сочетание национальной мифологии/фольклора, общего впечатления от политической/общественной обстановки, воображения художника, все такое.
Моя ставка на то, что ох непростые лебеди на картине - тут и закат тревожный, и недаром лица охотников почти не видны, и сама композиция такая, что лебеди почти ровно посередине, а лук почти упирается в край - там нет простора, охотники толком не видят, ни куда плывут, ни куда стреляют. Обнаженность выглядит ритуальной. (а еще интересно, что живых лебедей там две штуки, и оба композиционно подобны охотникам - это надо по линиям движения смотреть, вон, две горизонтальных и две наклонных.) То есть, с этой точки зрения - это картина про сознательное преступление, да не какое-нибудь, а попирающее какие-нибудь там нравственные или божественные законы, что-нибудь ваще немыслимое (пафос так пафос).
Ну или художнику эта сцена приснилась, почему нет)))

2018-01-19 в 20:22 

pristine
Our destiny is in the stars, so let's go and search for it.
Ну ветхозаветный сюжет однозначно отпадает, там просто нет лебедей потому как в регионе их не было. Охотятся на лебедей как правило из-за пера и пуха, поэтому видимо такая куча тушек, может быть символика работает через обнаженных людей и добычу не пропитания, а оперения. А вот фигуры охотников напоминают Танец Матисса изгибом и напряжением

2018-01-19 в 21:32 

Егинэ
Наш путь прям и мим! (с)
Если вы вдруг узнали сюжет или у вас есть гипотеза о смысле картины — расскажите в комментах, пожалуйста.
Ответ в самом вопросе.
вдруг в 1916 году
1916 год. Вовсю идёт первая мировая война. На фоне ужасов второй мировой, мы всё время забываем о том, как кошмарна и инфернальна была первая, особенно для людей того времени. Позиционные сражения. Применение химического оружия. Первые танки, первая авиация. Но ещё нет пенициллина, совсем.
А до этого был долгий 19-й век. Люди того поколения были совершенно не готовы к этому аду.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Блог Андре

главная